一 Существует много способов подобрать людей в команду. Кто-то любит подбирать людей по ролям: нам в команде нужен и координатор, и генератор идей, а еще – предприниматель, администратор и интегратор. Другие любят смотреть на психологическую и культурную совместимость. Или, как в Google, – обращать внимание на компетенции, мотивированность и инициативность. Мы же используем подход, основанный на уровнях развития человека.
Представьте себе ситуацию: вы попросили сотрудника подготовить презентацию к 9 утра понедельника. Сейчас пятница, 17.00. Сотрудник приходит к вам и, запинаясь, пытается объяснить, что к презентации он не приступал. Причины могут быть разными – они не интересны.
Для того чтобы выяснить, где находится сотрудник – на Уровне Поведения, Причин или Развития – необходимо сказать следующее: «Я тебя услышал. Это важная презентация, поэтому давай я сам ее подготовлю, а ты завершай свои остальные дела.» Люди, которые находятся на разных уровнях, будут реагировать на эти слова по-разному.
二 Уровень Поведения. Это самый базовый уровень и все люди проходят через него. Увы, не все его преодолевают. Уровень Поведения может встречаться у недавних студентов, хотя никакой возраст от него не застрахован.
Уровень так называется потому, что на этом уровне имеет смысл влиять не на личность человека, а на его поведение, так как на личность влиять пока рано. Если сотрудник на Уровне Поведения хорошо сделал свою работу, то ему нужно выдать премию, а если плохо – выписать штраф. Попытки влиять при помощи нематериальной мотивации, вовлечения в работу или в смысл работы команды будут пустой тратой ресурсов.
Когда человек на Уровне Поведения услышит, что вы берете презентацию на себя, он обрадуется. Он тут же выбросит эту проблему из головы и отправится с друзьями в бар. Из этой ситуации он ничего не вынесет и ничему не научится. Для того, чтобы человек на данном уровне чему-то обучился, необходимы четкие инструкции и дедлайны, регулярный контроль и мотивация, которая опирается на поощрения и наказания. Человеку на Уровне Поведения нельзя сказать: «Сделай презентацию хорошо». Его нужно вести по шагам.
В команде важно, чтобы человек брал на себя ответственность за задачи. Человек на Уровне Поведения будет испытывать с этим регулярные трудности: сериалы, футбол, друзья – столько более приятных вещей! Поэтому приглашать в Ядро Команды человека на Уровне Поведения не стоит. Если перед вами вчерашний студент, то имеет смысл вложиться в его развитие и помочь ему вырасти до следующего уровня. Если Уровень Поведения до сих пор не преодолел более взрослый человек, то вкладываться в его развитие представляется слишком рискованным.
三 Уровень Причин является самым большим и сложным. Большинство людей находятся именно на этом уровне. Уровень так назван потому, что люди здесь пытаются разобраться, что с ними не так. Почему они никак не могут приходить вовремя; почему они все время срываются, если с ними начинают говорить высокомерно; почему они все время подбирают себе такую неподходящую пару? Люди на этом уровне уже видят трудность в своей жизни и пытаются ее преодолеть.