一 Kite: Project уверен, что учиться на провалах хорошо, а заниматься взаимными обвинениями и саможалостью – плохо. Хотя на этот счет могут быть разные мнения.
Есть команды, которые полагают, что провалы – это исключительно досадные потери. В таких командах сотрудники стремятся к тому, чтобы принимать самые безопасные решения, которые гарантированно приведут к успеху, пусть и небольшому. Это прекрасно работает, когда вам необходимо управлять атомной станцией, но достаточно плохо в случае, когда для успеха вашего бизнеса вам необходимо внедрять инновации.
Другие команды спокойно относятся к провалам, но ничему не учатся. Такие команды мы называем псевдокомандами. В них участники полагают, что провалы неизбежны, такова жизнь, с этим ничего не поделаешь, зачем плыть против течения, почему бы просто не лечь и не начать покрываться мхом с северной стороны? Команда не проводит Ретроспектив, не пытается понять причины провалов и не стремится к изменениям в своей работе.
Настоящие команды на провалах учатся. Такие команды не стремятся к провалам. Просто каждый провал – это гипотеза, которая в прошлом казалась осмысленной, но в действительности оказалась ошибочной. Такие команды осмысливают свои провалы, пытаются понять, почему они считали гипотезу разумной, и внедряют изменения в свою работу и в свое мышление, чтобы в дальнейшем не совершать аналогичных ошибок.
Как можно учиться на провалах?
二 Поиграйте в Горячую Картошку. Возьмите мячик и начните перекидывать его друг другу. Тот, кто кидает, должен придумать причину, почему он не виноват в провале, а виноват тот, кто мячик ловит.
– Я не виноват что не смог вовремя сдать отчет. Марк прислал мне данные слишком поздно.
– Я не виноват в том, что прислал данные слишком поздно. Стивен из техподдержки слишком поздно сформировал .csv-файл.
– Я не виноват, что слишком поздно сформировал .csv-файл. У меня не было доступа в систему. Во всем виноват сисадмин Джон.
Очень увлекательная игра. Если вы заметите, что ваши слова как-то подозрительно похожи на то, как вы общаетесь в обычных обстоятельствах, то у нас для вас есть две новости: одна плохая, а вторая состоит в том, что осознание проблемы помогает ее решить.
Команда должна фокусироваться не на том, кто виноват в провале, а на том, как минимизировать потери от провала и в дальнейшем не совершать аналогичных ошибок.