Провалы – Источник Развития Команды
Инновации и провалы связаны друг с другом. На одно работающее решение приходится множество попыток, которые провалились, оставив после себя разочарование, неоплаченные счета и потраченное впустую время. По своей культуре команды разделяются на те, которые предаются унынию, и те, которые умеют переводить потраченные ресурсы в опыт. В этой статье мы расскажем, что можно сделать команде для того, чтобы учиться на своих провалах.
Инновации и провалы связаны друг с другом. На одно работающее решение приходится множество попыток, которые провалились, оставив после себя разочарование, неоплаченные счета и потраченное впустую время. По своей культуре команды разделяются на те, которые предаются унынию, и те, которые умеют переводить потраченные ресурсы в опыт. В этой статье мы расскажем, что можно сделать команде для того, чтобы учиться на своих провалах.
Мы учились в школах, где за ошибки наказывали. Теперь мы работаем в компаниях, где за ошибки увольняют. Каким был бы мир, если бы мы могли на ошибках учиться? Источник цитаты на изображении: Сэмюэл Беккет (1906 – 1989), лауреат Нобелевской Премии по Литературе
一 Kite: Project уверен, что учиться на провалах хорошо, а заниматься взаимными обвинениями и саможалостью – плохо. Хотя на этот счет могут быть разные мнения.

Есть команды, которые полагают, что провалы – это исключительно досадные потери. В таких командах сотрудники стремятся к тому, чтобы принимать самые безопасные решения, которые гарантированно приведут к успеху, пусть и небольшому. Это прекрасно работает, когда вам необходимо управлять атомной станцией, но достаточно плохо в случае, когда для успеха вашего бизнеса вам необходимо внедрять инновации.

Другие команды спокойно относятся к провалам, но ничему не учатся. Такие команды мы называем псевдокомандами. В них участники полагают, что провалы неизбежны, такова жизнь, с этим ничего не поделаешь, зачем плыть против течения, почему бы просто не лечь и не начать покрываться мхом с северной стороны? Команда не проводит Ретроспектив, не пытается понять причины провалов и не стремится к изменениям в своей работе.

Настоящие команды на провалах учатся. Такие команды не стремятся к провалам. Просто каждый провал – это гипотеза, которая в прошлом казалась осмысленной, но в действительности оказалась ошибочной. Такие команды осмысливают свои провалы, пытаются понять, почему они считали гипотезу разумной, и внедряют изменения в свою работу и в свое мышление, чтобы в дальнейшем не совершать аналогичных ошибок.

Как можно учиться на провалах?

二 Поиграйте в Горячую Картошку. Возьмите мячик и начните перекидывать его друг другу. Тот, кто кидает, должен придумать причину, почему он не виноват в провале, а виноват тот, кто мячик ловит.

 – Я не виноват что не смог вовремя сдать отчет. Марк прислал мне данные слишком поздно.

 – Я не виноват в том, что прислал данные слишком поздно. Стивен из техподдержки слишком поздно сформировал .csv-файл.

 – Я не виноват, что слишком поздно сформировал .csv-файл. У меня не было доступа в систему. Во всем виноват сисадмин Джон.

Очень увлекательная игра. Если вы заметите, что ваши слова как-то подозрительно похожи на то, как вы общаетесь в обычных обстоятельствах, то у нас для вас есть две новости: одна плохая, а вторая состоит в том, что осознание проблемы помогает ее решить.

Команда должна фокусироваться не на том, кто виноват в провале, а на том, как минимизировать потери от провала и в дальнейшем не совершать аналогичных ошибок.
Когда мы были маленькими и играли в футбол, у нас существовал странный ритуал. Каждый раз, когда нам забивали гол, мы начинали ругаться и обвинять друг друга. Кто-то неправильно дал пас, ноги, видимо, кривые; кто-то был не в том месте, слепой, наверное; а кто-то плохо стоит на воротах, руки, видимо, не из того места растут. Что интересно, за все годы, в совершенно разных компаниях, мы так никогда и не задумались о стратегии. Это были просто оскорбления. Просто ритуал.
– Denis Silvers, Team Leader at Kite:Project

三 Проводите Ретроспективы. Команде необходимо регулярно анализировать успехи и провалы в своей работе. Причем, «регулярно» стоит понимать не как «раз в год». Скорее раз в неделю. На Ретроспективах следуйте этим правилам:

  1. Не обвиняйте друг друга. Обвинения запускают защитные реакции, а защитные реакции блокируют обучение. Задача команды понять, как можно избежать провалов в будущем, а не как наказывать участников команды в настоящем.
  2. Добивайтесь конкретных решений. Такие решения, как «мы постараемся быть внимательнее» или «мы будем тщательнее выяснять потребности клиента» не конкретны. Конкретно – это: «Мы будем задавать клиенту три дополнительных вопроса, которые разработаем на этом спринте».

四 Расставайтесь с людьми! Если кто-то из участников вашей команды регулярно создает проблемы и не учится, то это повод с ним расстаться. Если вы тщательно проводите Ретроспективы, даете обратную связь, ведете себя ассертивно, вырабатываете конкретные шаги, а Стив никак не может вовремя присылать данные, потому, что у него проблемы с интернетом, с компьютером, квартиру затопило, у кота был день рождения, то трудность, скорее всего, не во внешних обстоятельствах, а в Стиве. Возможно, в другой команде ему удастся преодолеть этот свой недостаток.

Статьи по теме

Как делать так, чтобы на Ретроспективах люди рассказывали о затруднениях, а не скрывали их, чтобы брали на себя ответственность, а не перекладывали ее на других? Читайте нашу статью о Ретроспективах.
Иногда в командах попадаются особые люди – Безбилетники, – которые делают вид, что учатся и пытаются работать иначе, но в действительности стремятся как можно меньше вовлекаться в работу. Что делать с такими людьми читайте в нашей статье.

Для того, чтобы иметь смелость открыто признавать свои провалы, в команде необходима культура Ассертивного Общения. Что это такое и как ее внедрить читайте в нашей статье.