Что Нужно для Успешной Работы Бизнес-Команды?
Когда речь заходит о командах, то люди часто говорят про общие цели, взаимозависимость и радость от работы и общения. Несмотря на то, что в настоящих командах все это присутствует, мы уверены, что работа команды начинается со стремления к эффективности. В этой статье мы расскажем про семь признаков Бизнес-Команд, на работе с которыми стоит сконцентрироваться лидеру.
Когда речь заходит о командах, то люди часто говорят про общие цели, взаимозависимость и радость от работы и общения. Несмотря на то, что в настоящих командах все это присутствует, мы уверены, что работа команды начинается со стремления к эффективности. В этой статье мы расскажем про семь признаков Бизнес-Команд, на работе с которыми стоит сконцентрироваться лидеру.
Бизнес-Команда – это самоорганизующаяся система, сходная с мозгом, экосистемой или нейронной сетью. Она ищет оптимальные способы решения бизнес-задач, обучается новому и улучшает свои процессы. Источник изображения: Public Domain Pictures
一 Ориентация на Эффективность. Эффективность – это самый важный элемент любой команды. Если люди не стремятся к эффективной работе, то работа с целями, внедрение Ретроспектив и повышение самостоятельности сотрудников приведут к тому, что совместно люди станут работать не лучше, а хуже. И, нет, со временем результаты не улучшатся.

Поэтому людей в бизнес-команду стоит тщательно подбирать. Если человек постоянно предлагает идеи и пытается их реализовать – то он подойдет для работы в команде. Стоит опасаться людей, которые делают только то, что от них требуется – в команде они могут начать делать меньше.

二 Общие Цели. В классическом менеджменте сотрудник и работодатель заключают контракт: сотрудник приходит на работу и выполняет то, что прописано в должностных инструкциях, а взамен получает зарплату. В команде контракт другой: люди вовлекаются в работу и стремятся к достижению тех бизнес-целей, ради которых была сформирована команда. Но что же они получают взамен? Это не может быть просто зарплата. Сотрудники получают возможность принимать участие в командных стратегических решениях, к примеру, в формулировке Целей.

Сотрудники и руководители хотят, конечно же, разного. Правильно выбранная Цель поможет и тем и другим достичь желаемого. Источник изображения: Dreamstime
Команда изначально ориентирована на эффективную работу и у нее, в любом случае, есть интуитивное представление о том, куда она движется. Цели помогают это представление уточнить. Лидер команды или руководство может сформулировать Цели, но нет гарантии, что участники команды будут действительно к ним стремиться. Ведь люди, в любом случае, стремятся достичь своих личных целей. Это не обязательно должны быть деньги. Люди вполне могут стремиться к созданию чего-то полезного; к реализации большого и сложного проекта, который будет выглядеть хорошо в их CV; к тому, чтобы общаться с людьми своего уровня.
Именно поэтому необходимо дать людям возможность одновременно достигать и Бизнес-Целей, и своих личных. А для этого участники команды должны принимать участие в формулировании Целей. Руководство предлагает Цели, а участники команды могут их обсудить и принять, переформулировать или вовсе отвергнуть. Как правило, именно лидер понимает те границы, в рамках которых Цели могут быть пересмотрены и, если команда выходит за них, мягко возвращает ее обратно.

三 Совместная Работа. Участники команды работают совместно над достижением Целей. Люди, которые привыкли к классическому менеджменту, вполне могут говорить, что проблема не на их стороне и спокойно идти домой. Команда создает цельный бизнес-продукт, поэтому затруднения с отдельными компонентами – это затруднения со всем продуктом.

Совместная работа предполагает, что команда регулярно собирается на Ретроспективы для того, чтобы понять, какие трудности тормозят работу и как команда целиком может эти трудности преодолеть.

Ядро Бизнес-Команды – это люди, которые искренне стремятся к повышению эффективности и достижению командных Целей. Именно эти люди вовлечены в принятие стратегических решений. Собственная графика Kite:Project
四 Бизнес-Команда Самостоятельна. Это значит, что команда сама может принимать бизнес-решения. Команда знает Цели своей работы, она лучше других знает свой продукт и своих клиентов. Кто должен принимать решения? Классический менеджмент ответит, что руководство. Руководство всегда принимает решения. А командный подход говорит, что решения должна принимать команда. Она принимает решения и она же несет ответственность за их успешную реализацию.
Одно из самых важных решений, которые принимает команда – это управление своим составом: кто входит в Ядро Команды, кто просто помогает, а кто исключается.

Самостоятельность Бизнес-Команды – это самый опасный пункт в построении команды в крупной организации. Ведь если руководитель не принимает решений и не может вмешаться в работу команды когда ему нужно, то зачем он вообще нужен? Если руководитель нужен для формирования вертикали власти, то он, действительно, значительно теряет в своей полезности. Такой руководитель всячески будет защищать свое положение и препятствовать командной работе.
С другой стороны, если руководитель находится на своей позиции не потому, что он лояльный и удобный, а потому, что хорошо понимает свою область и обладает лидерскими качествами, то он постепенно становится ментором. Несмотря на эффективность, вовлеченность и самостоятельность команды, она может не видеть очевидных вещей или может испытывать трудности с пониманием большей картины. Тогда руководитель помогает команде советом. В этом случае руководитель становится одной из тех сил, которые помогают команде развиваться.

五 Бизнес-Команда Автономна. Бизнес-Команда должна содержать всех необходимых специалистов, которые нужны для создания продукта или выполнения проекта. Это необходимо для того, чтобы команда имела контроль над всеми важными процессами и задачами. Означает ли это, что команда не может начать работать, пока не соберет всех необходимых участников? Конечно, нет. Команда самостоятельна и она развивается. Автономия – это не то, с чего нужно начинать. Скорее это то, к чему стоит стремиться.

六 Людям Должно Нравиться Работать Совместно. В компаниях тратятся значительные средства для того, чтобы мотивировать людей. Мы же уверены, что специально мотивировать людей не нужно. Стоит изначально привлекать в команду мотивированных людей и следить за тем, чтобы не возникало демотиваторов.

Человек высказал идею – ее услышали и обсудили. Человек ошибся – ему помогли исправить ошибку. Человек хорошо выполнил свою задачу – его поблагодарили. Вот это создает радость и мотивирует сотрудников приходить на работу по утрам.

七 Построение Бизнес-Команды – это Процесс. Построение команды – это не задача, которая выполняется один раз. Построение команды – это процесс, который выполняется регулярно. В команду приходят новые участники, старые уходят; меняется рынок, меняются запросы клиентов. Команда должна уметь гибко реагировать на любые изменения.

Изменения – это бизнес-процесс, который можно выстроить. Тем не менее, важно понимать, что не стоит специально влиять на команду. На нее влияют требования руководства, желания заказчика или клиентов, законодательство, этические ограничения и множество других факторов. Команда должна сама изменяться так, чтобы действовать эффективно внутри этих ограничений. То есть, участники команды самостоятельно пересматривают свои представления о бизнесе, свой стиль работы, свои цели, своих клиентов и изменяются в соответствии с новым видением.

Ориентация на эффективность, общие цели, самостоятельность и автономность, совместная работа – это все то, что необходимо для функционирования успешной бизнес-команды. Способность изменять себя – это уже признак зрелой команды.

Статьи по теме

Развитие происходит когда команда совершает ошибки и учится на них. Читайте в этой статье о том как организовать Ретроспективы, так, чтобы команда училась на своих ошибках с первого раза.

Бизнес-Команда будет часто попадать в кризисные ситуации, когда самостоятельность и ответственность могут давать сбои. Читайте здесь как помогать команде преодолевать кризисные ситуации.
Как можно контролировать самостоятельную и автономную команду, которая лучше всех знает как развивать продукт? Читайте в этой статье как ставить ограничения самоорганизующейся команде.