Как Ставить Задачи Команде?
Когда команда планирует свою работу, то часто фокусируется на том, что нужно сделать, игнорируя вопрос о том, зачем это нужно сделать. В этой статье мы расскажем о формате постановки задач, который важен для эффективной работы команды, о трех самых частых ловушках, в которые попадают менее опытные команды, и о том, как помочь командам из этих ловушек выбраться.
Когда команда планирует свою работу, то часто фокусируется на том, что нужно сделать, игнорируя вопрос о том, зачем это нужно сделать. В этой статье мы расскажем о формате постановки задач, который важен для эффективной работы команды, о трех самых частых ловушках, в которые попадают менее опытные команды, и о том, как помочь командам из этих ловушек выбраться.
Что важно для команды: совместная работа, хорошие отношения, общая цель? Самое важное – концентрировать усилия на выполнении именно того, что несет наибольшую ценность. Источник изображения: iStock
一 Мы Хотим X для того, чтобы Y. Писать «Улучшить юзабилити сайта» значит создавать себе множество проблем в будущем: что значит «улучшить», как мы поймем, что сайт стал лучше, для кого мы его улучшаем?.. Если команда не нашла ответов на эти вопросы прежде, чем приступить к работе, то она неизбежно потратит значительную часть ресурсов впустую.

В 2001 году компания Connextra представила шаблон постановки задач – Пользовательскую Историю: «Я, как закупщик, хочу иметь возможность собрать прямо на сайте конфигурацию продукта для того, чтобы узнать его стоимость». Несмотря на то, что по поводу первой части «я, как закупщик» нет согласия, часть «для того, чтобы» оказалась весьма полезной для управления работой команды.

Когда команда понимает, зачем она делает работу, то она концентрируется не на формальном выполнении задач, а на доставке ценности: заказчику, клиенту, компании, себе… Концентрация на ценности приводит к тому, что История не считается закрытой до тех пор, пока команда не получила ту ценность, к которой стремилась.

Если ценность – подписать договор с заказчиком, то команда не удовлетворится тем, что один человек написал коммерческое предложение, второй провел встречу с заказчиком, а третий позвонил ему через пять дней. Команда работает вместе и несет коллективную ответственность за закрытие Истории. Для закрытия Истории нужны и коммерческое предложение, и встреча с заказчиком, но поодиночке эти действия не приводят к качественному результату – подписанию договора. Задача команды – сделать все необходимое для подписания договора, а не только то, о чем люди договорились во время планирования.

Когда речь идет об улучшении внутренних процессов, об обучении команды, когда нет явной ценности для клиента или заказчика, то шаблон Истории упрощается: «Мы хотим X для того, чтобы Y».

Джефф Паттон: "На то место, которое занял бы Agile-Манифест, я лучше помещу фото с котом. Почему? Да потому, что доказано, что смешные фотографии котиков притягивают в интернете больше внимания, чем какой бы то ни было манифест".
Собственная графика Kite:Project.

Выполнение Истории принесет команде разные виды ценности, но, при формулировании Истории, важно сконцентрироваться именно на самой важной ценности и работать именно на нее.

Когда мы задумывали эту статью, то наша История звучала так: "Мы хотим написать статью о том, почему нужно использовать Истории для управления работой команды для того, чтобы создать уникальный контент для наших читателей и подчеркнуть нашу экспертность". Итоговая ценность – это экспертность.

Если бы мы стремились к максимальному числу лайков, то добавили бы в статью больше котов, а если бы хотели больше комментариев, то обязательно бы внедрили провокацию: "Agile не работает, сдайтесь и возвращайтесь к проверенным подходам" (Мы, конечно же, так не думаем. Мы уверены, что Agile – это лучшее, что случилось с человечеством после изобретения Интернета).
Если ваша команда умеет формулировать Истории и всегда достигает той ценности, к которой стремилась, то примите наши поздравления – у вас высокоэффективная команда. Обычно же команды рискуют попасть в три распространенные ловушки.

二 Погнались за Бабочкой – Попали в Нарнию. Команда может легко потерять фокус во время выполнения Истории и начать делать то, что интересно, а не то, что нужно.

Наш клиент решил обновить сайт. История, которую сформулировала команда, звучала так: «Мы хотим обновить наш сайт для того, чтобы демонстрировать его потенциальным партнерам при личной встрече для того, чтобы создавать впечатление надежного и опытного подрядчика».

Подрядчик, который делал сайт, был больше заинтересован в том, чтобы попробовать новые подходы, а не в том, чтобы участники команды производили хорошее впечатление на заказчика. Подрядчик убедил команду в том, что сайт должен быть интерактивным, чтобы заказчик мог с ним взаимодействовать, текущий вид сайта был признан форматом визитки, которая, как указал подрядчик, больше не актуальна. В результате, когда команда собралась подводить итоги Спринта, оказалось, что сайта нет.
Как можно помочь команде научиться на этом опыте? Мы рассматриваем два вопроса: как снизить потери от невыполненной Истории и чему мы можем научиться для того, чтобы не повторять этих ошибок в будущем.

На первый вопрос ответ был найден быстро: лидер команды на следующий день должен был общаться с заказчиком и ему нужен был хотя бы минимальный сайт. Поэтому команда делала сайт ночью на Тильде.

Минимально Жизнеспособный Продукт умеет делать только самые важные для пользователя функции. Дополнительные функции появляются в ходе развития продукта. Источник изображения: CleverTap.
Второй вопрос оказался сложнее, тем не менее, команда обсудила его и пришла к выводу, что адекватной реакцией на такое предложение подрядчика было бы не кивать и соглашаться, а попросить его показать готовый сайт. Также выяснилось, что многие подрядчики затягивают сроки потому, что хотят сделать что-то интересное, в то время как команде обычно нужно что-то работающее и типовое.

Погнались за Бабочкой – Попали в Нарнию – частая ошибка команд, чья работа связана с творчеством. У нас был случай, когда команда не могла вовремя разработать имя бренда, так как трудно было выбрать из многих хороших вариантов; когда команда не могла выделить три ключевые характеристики продукта, так как продукт настолько замечательный, что трудно остановиться только на трех и, конечно же, когда команда разработчиков слишком увлекалась исследованием новой технологии и не успевала ответить на вопрос: «Нужно ли нам ее использовать в нашем продукте?»

三 Решили Одно – Сделали Другое. Другой частый случай – когда команда забывает, какую ценность она стремится получить, и работает над достижением чего-то другого.

Наш клиент в течение 11 лет развивает IT-продукт. К несчастью, за это время не удалось выстроить надежной системы поддержания актуальной документации. Для команды это было большой потерей: специалисты со стороны заказчика часто обращались в техподдержку, которая, в свою очередь, отвлекала разработчиков.

Команда сформулировала Историю: «Мы хотим записать серию обучающих видео для того, чтобы передать их специалистам из техподдержки для того, чтобы они смогли обучать специалистов заказчика, не отрывая разработчиков».

История хорошая, но за Спринт в сознании команды потерялась изначальная ценность и, в результате, получились видео о новых возможностях продукта. Цель достойная, но она не решает изначальной проблемы: снижения нагрузки на разработчиков.
Люди учатся, когда совершают ошибки, а потом делают обобщенные выводы. Команды учатся так же. Как лидер, заботьтесь не о том, чтобы команда не делала ошибок, а о том, чтобы люди на них учились. Источник изображений: Lord of the Rings
Что делать для уменьшения потерь? Команда предположила, что нагрузка со стороны заказчиков увеличится, потому что они начнут массово пробовать новые функции, будут находить баги и требовать их исправить. Поэтому разработчики решили на Спринте сконцентрироваться именно на работе с багами, а не на разработке нового функционала.

Что делать, чтобы таких трудностей не было в будущем? Команда, получив этот негативный опыт, приняла решение регулярно сверяться с карточками Историй во время Спринта. Если бы в команде был SCRUM-Master, который привлек бы внимание команды к тому, что она делает не то, что было запланировано, то команда быстро бы внесла коррективы. Но ничему бы не научилась.

四 Делали – не Доделали. Самая частая проблема – это когда команда не доводит Историю до конца. Тут не так просто привести пример как раз потому, что с примерами мы сталкиваемся каждую неделю: команда решила обновить софт у всех заказчиков – ее отвлекла срочная доработка; команда решила закончить ТЗ – переоценила свои силы; команда решила обновить презентацию для заказчика – обнаружились противоречия в продукте.

Здесь можно помочь команде только установкой: «Дожимайте до конца». Команда должна понимать, какие истории являются приоритетными, а какими можно пожертвовать. Понимать, что важно заканчивать одни Истории, прежде чем приступать к другим. Понимать трудоемкость выполнения Историй и брать на Спринт только тот объем, которое команда может реально выполнить.

五 Не Бойтесь Отказываться от Историй. Жесткая установка на то, что Историю нужно закрыть любой ценой приводит к тому, что команда начинает пытаться доделать то, от чего уже пора отказаться. Важно уметь признавать свои ошибки: признавать, что поставленная История не выполнима за один Спринт или не выполнима вообще; признавать, что ценность, которую стремилась получить команда, потеряла актуальность; признавать, что от Истории нужно отказаться, потому что есть более актуальные задачи.

Признание своих ошибок позволит планировать следующий Спринт более осознанно и, как следствие, снизить появление таких ошибок в будущем. Но не до нуля – неопределенность мира этого не позволит. Снизить до достаточно низкого уровня.

Статьи по теме

Не все люди могут успешно работать в команде, стремится к доставке ценности и учиться на ошибках. Читайте в нашей статье, каких людей можно приглашать в команду.
Если команда учится не просто выполнять задачи, но и стремится к некой ценности, то она неизбежно будет совершать ошибки. Читайте о том, как учиться на своих ошибках в нашей статье.
Зачем собирать самостоятельных и осознанных людей, которые умеют работать на доставку ценности? Читайте в нашей статье о том, что такое бизнес-команда и кому она нужна.