一 Мы Хотим X для того, чтобы Y. Писать «Улучшить юзабилити сайта» значит создавать себе множество проблем в будущем: что значит «улучшить», как мы поймем, что сайт стал лучше, для кого мы его улучшаем?.. Если команда не нашла ответов на эти вопросы прежде, чем приступить к работе, то она неизбежно потратит значительную часть ресурсов впустую.
В 2001 году компания Connextra представила шаблон постановки задач – Пользовательскую Историю: «Я, как закупщик, хочу иметь возможность собрать прямо на сайте конфигурацию продукта для того, чтобы узнать его стоимость». Несмотря на то, что по поводу первой части «я, как закупщик» нет согласия, часть «для того, чтобы» оказалась весьма полезной для управления работой команды.
Когда команда понимает, зачем она делает работу, то она концентрируется не на формальном выполнении задач, а на доставке ценности: заказчику, клиенту, компании, себе… Концентрация на ценности приводит к тому, что История не считается закрытой до тех пор, пока команда не получила ту ценность, к которой стремилась.
Если ценность – подписать договор с заказчиком, то команда не удовлетворится тем, что один человек написал коммерческое предложение, второй провел встречу с заказчиком, а третий позвонил ему через пять дней. Команда работает вместе и несет коллективную ответственность за закрытие Истории. Для закрытия Истории нужны и коммерческое предложение, и встреча с заказчиком, но поодиночке эти действия не приводят к качественному результату – подписанию договора. Задача команды – сделать все необходимое для подписания договора, а не только то, о чем люди договорились во время планирования.
Когда речь идет об улучшении внутренних процессов, об обучении команды, когда нет явной ценности для клиента или заказчика, то шаблон Истории упрощается: «Мы хотим X для того, чтобы Y».