Как Использовать Ценности
для Создания Самостоятельной Команды?
Как управлять командой? Если не впервые читаете наши статьи, то уже знаете ответ: никак. Лидер команды может управлять бэклогом, смыслами, рисками, но не людьми. Люди должны быть самоорганизованны. В этой статье мы расскажем, как использовать Ценности в качестве управляющих элементов для того, чтобы команда была самостоятельной и эффективной.
Как управлять командой? Если не впервые читаете наши статьи, то уже знаете ответ: никак. Лидер команды может управлять бэклогом, смыслами, рисками, но не людьми. Люди должны быть самоорганизованны. В этой статье мы расскажем, как использовать Ценности в качестве управляющих элементов для того, чтобы команда была самостоятельной и эффективной.
Ценности — это основополагающие убеждения. Люди редко их меняют, не очень ясно осознают, но принимают свои решения, опираясь именно на них. Источник изображения: Istvan Kadar.
Каждый человек обладает некими Ценностями  глубинными убеждениями, что одно правильно, а другое  неправильно, что эта цель достойная, а та  нет. Ценности первичны  отталкиваясь от своих Ценностей, человек решает, какие цели перед собой ставить, на какую работу идти и с кем вступать в брак.

Когда мы собираем команду, то люди в ней обладают разными Ценностями. Кто-то считает, что важно, чтобы продукт был лучше, чем у конкурентов. Это Ценность Достижений. Другой человек считает, что важно, чтобы продукт нравился клиентам. Это уже Ценность Общественного Признания. Далеко не всегда в команде нам удается найти решения, которые удовлетворяют всем Ценностям участников. В идеале мы делаем продукт, который нравится клиентам и технически превосходит решение конкурентов, но идеал достижим редко.

Поэтому, когда люди собираются в команды, приходится договариваться о том, как работать и каким Ценностям следовать. Каждый участник команды идет на компромисс. Когда команда создает Ценности, то она их создает не для того, чтобы их выгравировать на красивой табличке и торжественно повесить в холле. Команда создает Ценности для того, чтобы принимать быстрые решения в неоднозначных ситуациях.

То есть Ценности  это управляющие элементы, которые помогут принять участникам решение, даже если лидер команды в отпуске. Как составить Ценности для того, чтобы люди ими пользовались и повышали свою эффективность?
У ценности должна быть цена, вы понимаете, какая из альтернатив лучше при принятии решений
Нельзя получить все и сразу: принимая какую-то Ценность, команда отказывается от многих других. Источник изображения: Adobe Stock.
一 У Ценности Должна быть Цена. Мы пишем статьи для людей, которые живут в реальном мире, а не в мире, в котором "нужно пожелать – и мироздание даст тебе это". Если вы выбираете пойти направо, то вы одновременно выбираете не пойти налево. Для того, чтобы люди могли использовать Ценности при принятии решений, нужно, чтобы они понимали, от какой альтернативы отказываются.

Какая из ценностей лучше:
  • Мы стремимся решить задачу клиента, даже если из-за этого необходимо нарушить процессы или процедуры;
  • Мы стремимся следовать регламенту работы, даже если ради этого приходится отказывать некоторым клиентам.
Обе ценности хороши, но невозможно построить компанию, в которой и первая, и вторая Ценности сосуществуют. Первая ценность хорошо подойдет для дорогого ресторана, вторая  для МакДоналдса. И дорогой ресторан, и МакДоналдс успешны, но успеха они достигли разными путями, подбирая разных людей и внедряя в культуру разные Ценности.

Virgin Airlines: «Мы стремимся исследовать новые идеи, находить инновационные решения и не бояться учиться в процессе.» От какой альтернативы компания отказывается, когда она озвучивает эту рафинированную инновационность? Можем ли мы представить себе человека, который принимает решение «не бояться учиться» и отказывается от альтернативы «избегать обучения»?

Facebook: Сфокусированность на Вкладе. Для того, чтобы сделать наибольший вклад, мы должны сфокусироваться на решении самых важных проблем. Это звучит просто, но большинство компаний делают это плохо и тратят много времени. Мы ожидаем от каждого в Facebook способностей находить самые большие проблемы, над которыми стоит работать.

Ценность ясна: решай проблемы, которые дают наибольший вклад. Не решай малые. Здесь от человека ожидается, что он возьмется за большую проблему с риском провалиться и не возьмется за малую, решение которой более гарантировано. Может ли быть так, что противоположная Ценность хороша? Да. Но не в Facebook.

二 Не Используйте Пустых Слов. Ценность в команде  это общее понимание и видение. Люди должны вкладывать в Ценность одинаковые смыслы. Когда Ценность записывается, то самое важное  максимально точно передать эти смыслы. Если люди понимают смысл Ценности по-разному, то и решения на основе этой Ценности они будут принимать разные.

H&M: «Мы верим в людей. Если верить в окружающих вас людей, то возможно все. Именно поэтому мы строим наше рабочее пространство на основе доверия, уважения, включенности и цельности.»

Что это значит? Если я руководитель магазина, то что мне следует делать? Доверять сотрудникам, что они вовремя приходят на работу? Стоит ли мне уважать личный выбор сотрудника, который решил, что личная гигиена противоречит его убеждениям? Как мы понимаем цельность (integrity)? Сейчас под «цельностью» понимают все, что угодно. Накормил собаку — цельность! Поблагодарил официанта  цельность. Отдал миллион на борьбу с эпидемией  цельность. Вышел протестовать  цельность. Вместо протеста пошел на работу  цельность. Бессмысленное слово.
Google: Вы можете зарабатывать деньги, не будучи злым. Мы верим, что рекламное объявление может быть эффективным и, при этом, ненавязчивым. Мы выяснили, что люди кликают на простое текстовое объявление чаще, если оно соотносится с их поисковым запросом, чем на навязчивое объявление, которое не имеет к поиску никакого отношения.

三 Ценность Должна Вдохновлять, но без Пафосных Слов. Ценность вдохновляет смыслом, а не формой. Когда мы говорим, что наша ценность – искать новые рынки, то она вдохновляет людей, которые стремятся ко всему новому. Когда мы говорим о ценности теплых отношений в компании, то она привлекает людей, которые хотят стабильности.
Ценность Должна Вдохновлять, но без Пафосных Слов
Фото Земли вдохновляет без пафосных слов. Пафосные слова – это признак слабости содержания. Источник Изображения: NASA.
American Express: «Мы создаем выдающиеся продукты и предоставляем непревзойденный сервис, которые вместе создают премиальную ценность для наших потребителей.» Это настолько бессмысленная и пафосная ценность, что ее даже с английского было перевести непросто. «Выдающийся», «Непревзойденный», «Премиальный»  это не то, что вдохновляет. Сотрудники могут вдохновиться тем, что они создают качественные продукты (Профессионализм), которые люди хвалят (Общественное Признание) и которые делают жизнь людей лучше (Быть Частью Общества). Сравните как Apple разобрался с этой трудностью: «Мы верим, что на Земле мы затем, чтобы создавать великие продукты». Почему эта ценность вдохновляет? Потому что она конкретная. И продукты Apple многие люди считают действительно великими.

四 Ценности Возникают, как Решения Задач. Когда команда начинает работу, то она может сформировать себе ряд Ценностей. Но самые прочные Ценности, которые интегрируются в культуру команды, возникают при преодолении кризисов и решении трудных задач.

Одна из наших команд в прошлом часто сталкивалась с тем, что сотрудники говорили: «Это не моя работа», «Я не знаю как это делать», «Я на это не нанимался». Команда занималась организацией форумов и ей нужны были многопрофильные специалисты, которые могут и с застройщиком договориться, и программу мероприятия сверстать. Тем не менее, многие люди, которые приходили в компанию, не были готовы к этому. Они стремились выполнять несколько известных им функций и избегать нового. Поэтому команда пересмотрела свой состав и сформулировала Ценность:
Это не Входит в Мои Обязанности
Мы постоянно ищем способы выполнять законные и этически приемлемые задачи, которые необходимы для успеха команды, даже если такие задачи не входят ни в чью зону ответственности.
Эта Ценность часто всплывает на Планировании Спринта. Иногда люди все еще говорят: «Я не знаю, как сформировать отчет». Но все чаще звучит звучит: «Я не умею формировать отчет. Кто сможет помочь мне с ним»?

Статьи по теме

Обсуждая Ценности, люди могут слишком сильно погрузиться в свои личные интересы, забыв о том, что они вместе для того, чтобы развивать конкретный бизнес. Что может сделать Лидер, чтобы снизить вес одних Ценностей и убедить команду в полезности других?
Ценности – это не Единственные Инструменты для создания самоорганизованной команды. У участников команды есть конкретные способы поведения – нормы, которые также можно отвергать, принимать и улучшать.
Ретроспектива – это именно то Событие, на котором команда принимает или не принимает Ценности. Используйте это время для того, чтобы прийти к единому пониманию.