Лучше всего о том, что такое Ретроспектива, сказал Норм Керт: «Ретроспектива – это способ оглядываться назад для того, чтобы двигаться вперед».
Команда быстро выпустила новый продукт на рынок и получила негативные отзывы. Что делать? Можно в будущем уделять больше времени разработке и выпускать только стабильные продукты. Можно перед релизом работать без выходных для того, чтобы убедиться в качестве продукта. А можно махнуть рукой, назвать себя стартапом и сказать, что это нормально.
От того, какое решение примет команда сейчас, будут зависеть аналогичные решения в будущем. Задача Ретроспективы – помочь людям принять наилучшее решение с учетом культуры компании, целей команды и ситуации на рынке. Проблемная ситуация, ее преодоление и фиксация опыта – это и есть развитие команды. Ретроспектива помогает с третьим пунктом – с фиксацией опыта.
一 Когда стоит решать проблемы сразу, а когда стоит отложить? Команде, которая работает Спринтами, крайне нежелательно отвлекаться, поэтому все появившиеся проблемы, трудности и препятствия следует отложить до Ретроспективы. Тем не менее, есть три случая, когда так поступать не нужно:
2. Собирайте Затруднения все Время! Внедрите в команду норму: любое затруднение или препятствие, с которым столкнулась команда, нужно записать и обсудить на Ретроспективе. Большие проблемы появляются из множества мелких неразрешенных затруднений.
3. Придите к Конкретным Решениям! Выберите из списка накопленных затруднений самые важные и не заканчивайте Ретроспективу до тех пор, пока команда не придет к конкретным решениям.
Путешественник идет мимо пожилой пары, которая удобно устроилась на веранде. Рядом лежит собака и тихо скулит:
– Почему ваша собака скулит? – Спрашивает путешественник.
– Видите ли, – Отвечает старушка, –она лежит на гвозде.
– Но почему же она не встанет?
– Потому что гвоздь достаточно неприятный, чтобы скулить, но не достаточно неприятный, чтобы вставать.
Люди любят жаловаться и возмущаться, но зачастую не готовы что-либо предпринимать для изменения ситуации. Заказчик медленно предоставлят нам информацию. Ответ на письмо нужно ждать неделю. Как так можно? Если дать людям волю, то они потратят час на возмущения, но не придут к решению. Возмущения полезны, они помогают снизить эмоциональный накал. Но ваша задача – не позволять людям тратить все время на возмущения. Да, заказчик медленно отвечает на письма. И что мы будем с этим делать? Тут могут быть разные варианты: