Ассертивность в Командной Работе
На словах люди соглашаются следовать принципам Agile, принимают ценности открытости и договариваются честно говорить о препятствиях в работе на Ретроспективах. Тем не менее, устоявшаяся культура и привычки могут приводить к тому, что люди испытывают страх и стеснение, когда дела касается честности, прозрачности и открытости. В этой статье мы расскажем, что такое Ассертивность, почему она необходима для эффективной работы команды и что делать лидеру, чтобы Ассертивность стала частью культуры команды.
На словах люди соглашаются следовать принципам Agile, принимают ценности открытости и договариваются честно говорить о препятствиях в работе на Ретроспективах. Тем не менее, устоявшаяся культура и привычки могут приводить к тому, что люди испытывают страх и стеснение, когда дела касается честности, прозрачности и открытости. В этой статье мы расскажем, что такое Ассертивность, почему она необходима для эффективной работы команды и что делать лидеру, чтобы Ассертивность стала частью культуры команды.
Ассертивность – это умение отстаивать свои права, не нарушая прав других. Эту простую формулировку бывает сложно воплотить в жизнь. Как это сделать – читайте дальше. Источник изображения: Adobe Stock
Ассертивность связана с прямотой, с готовностью отстаивать свои интересы и, при этом, с отсутствием желания оскорбить или унизить другого человека. Ассертивность – это возможность сказать «нет» в ответ на просьбу, которую нет желания выполнять. Ассертивность – это возможность высказать свое мнение, даже если вся команда выступает против.

一 Ассертивность – это способ поведения в команде, прежде всего – способ общения. Ганс и Питер работают над совместным проектом. У Ганса часто случаются трудности дома и он просит Питера сделать за него часть работы. Первые несколько раз Питер был готов прийти на помощь – они же работают с Гансом в одной команде. Но, в дальнейшем, Питер заподозрил, что Ганс использует эти поводы для того, чтобы переложить на Питера свою работу.

У Питера есть четыре варианта реакции. Агрессивная реакция – это устроить скандал. Громко высказать Гансу, что он «не прислуга», заявить, что у него «тоже есть дела». Это поведение нацелено на то, чтобы оскорбить или унизить Ганса, отомстить ему за прошлые манипуляции. В результате Питер достигнет своей цели и больше не будет выполнять работу за Ганса, но и эффективность совместной работы снизится, так как участники конфликта будут избегать друг друга. Агрессивное поведение позволяет достигнуть цели разрушительным для командной работы способом.

Ассертивность – это баланс между агрессией и пассивностью. Ассертивный человек не проявляет агрессии, но и не позволяет нарушать свои права. Источник изображения: Adobe Stock
Полная противоположность – пассивное поведение – тоже не будет способствовать эффективной командной работе. Если Питер не найдет в себе уверенности для того, чтобы сказать "нет" манипуляциям Ганса, то он проиграет. Если Питер ставит интересы коллеги выше своих, то у них не получится равной, партнерской работы.

Пассивная агрессия – самый плохой вариант. Здесь Питер может сложить руки на груди и сказать "а что еще за тебя сделать?" Пассивная агрессия сильнее всего разрушает командную работу, потому, что открывает возможность для интриг и предательств. Если Питер не может высказать свои претензии Гансу прямо, то он будет искать обходные пути, например, жаловаться руководству.
Лучший способ поведения поначалу покажется жестким и нарушающим общепринятые нормы. Питер может повести себя Ассертивно и сказать:

– Ганс, я заметил, что часто так получается, что я делаю твою часть работы вместо тебя. Мне это не нравится и я больше не буду тебе в этом помогать.

– Но Питер, у меня же такая страшная трагедия! У меня дома прорвало трубу, мою собаку сбила машина, а у моего сына отобрали рюкзак хулиганы в школе. Как можешь ты быть таким черствым, бесчувственным, бессердечным…

Агрессивное поведение сразу провоцирует конфликт. Пассивная агрессия откладывает конфликт. Ассертивное поведение позволяет конфликту разрешиться тут же, в конструктивном ключе. Источник изображения: Adobe Stock

Здесь Питер заявил о своем нежелании делать работу вместо Ганса. Он не оскорблял его, не манипулировал им, не пытался унизить или отомстить. Он просто указал, что так больше продолжаться не будет. Ганс, в ответ, пытается манипулировать, на что возможен такой ответ:

– Ганс, мне очень жаль, что с твоей собакой случилось такое несчастье. Тем не менее, я не стану выполнять за тебя твою задачу. Предлагаю вынести на следующую Ретроспективу этот вопрос и попробовать найти конструктивное решение.

二 Ассертивное поведение в действительности снижает конфликтность. Создается впечатление, что отстаивание своих прав только создает конфликты. Если люди не привыкли отстаивать свои права и относиться с уважением к правам других, то, по-началу, конфликты действительно будут.

Но после того, как Ассертивное общение станет частью культуры, люди привыкнут разрешать все недоразумения сразу же и в конструктивном ключе, не доводя их до открытого конфликта. Ассертивность – это прививка от конфликтной культуры.

三 Ассертивность необходима для развития команды. Ассертивность предполагает открытое высказывание своего мнения. Если в команде нет привычки вести себя Ассертивно, то люди могут скрывать проблемы, боясь подставить коллегу; приукрашивать статистику, чтобы не расстраивать руководство; молчать, когда большинство принимает ошибочное решение. Ассертивность – это способность открыто заявить: да, есть проблема; да, показатели хуже; да, это решение красивое, но ошибочное. Ассертивное противостояние открывает для команды возможность найти оптимальное решение, в то время как утаивание приведет к тому, что будет реализовано худшее решение.

四 Ассертивность помогает общению с внешними партнерами. Привычка общаться Ассертивно внутри команды переносится и на потенциальных клиентов и партнеров. Открытый и неманипулятивный стиль может расстраивать людей, но он страхует от проблем в будущем.

Kite:Project работал с командой, которая создавала мастер-классы для развития soft skills у детей. Заказчиками выступали крупные компании, поэтому репутация команды была одним из важнейших активов. К моменту разработки нового мастер-класса с командой связался детский лагерь. Команда согласилась провести для него бесплатный мастер-класс для того, чтобы получить отзыв и провести пробный запуск. Заказчик согласился оплатить дорогу и расходные материалы.

Трудность возникла на этапе закупок. Лагерь провел их в последний день и существенно нарушил ТЗ. К примеру, вместо острых деревянных палочек команда получила коктейльные соломинки, которые гнулись и не втыкались в пенопласт, как было задумано. Именно в этот момент команда совершила ошибку: не проявила Ассертивности. Вместо того, чтобы вежливо сказать дирекции, что были куплены неподходящие материалы, команда решила проявить креативность и провести мастер-класс с имеющимся реквизитом.

В результате мастер-класс провалился. Администрация поставила команде это в упрек и написала весьма сдержанный отзыв. В результате команде не удалось ни провести полноценный тест мастер-класса, ни получить восторженный отзыв.

К счастью, команде удалось провести конструктивную Ретроспективу: коллеги не стали тратить время на поиск виновных, они признали свой провал и сделали выводы. При следующих переговорах с коммерческим заказчиком команда проявила Ассертивность и отказала заказчику в закупках. При этом команда объяснила, что закупки не всегда соответствуют ТЗ, поэтому для того, чтобы мастер-класс прошел на высоте, команда возьмет эту часть на себя. Как ни странно, заказчик согласился и не стал оспаривать это требование.

五 Ассертивность должна быть в поле внимания лидера с самого начала. Задача лидера состоит в том, чтобы в культуре команды изначально присутствовали нормы Ассертивного общения, как необходимое условие для развития. Для этого можно рассказать команде, что такое Ассертивность, зачем она нужна и почему важна. Лидер может подать пример: открыто признать свою ошибку и вынести ее на Ретроспективу; вместо того, чтобы навязать свое мнение, вступать в диалог для того, чтобы найти решение, которое удовлетворит все стороны; пресекать попытки манипуляции. В команде можно ориентировать на такие правила Ассертивного Поведения:

  1. Когда общаетесь с коллегой, пытайтесь искренне ему помочь разрешить трудность или научиться чему-то новому. Если вы чувствуете злость или понимаете, что пытаетесь подавить или оскорбить коллегу, возьмите паузу для того, чтобы вернуться в состояние помогающего.
  2. Когда общаетесь с коллегой, держите в голове, что ваша задача – найти вариант, который устраивает и вас, и его. Не стремитесь помочь коллеге за свой счет и не стремитесь заставить коллегу помогать вам в одностороннем порядке.
  3. Когда предлагаете решение или высказываете свое мнение, держите в голове мысль, что вы можете ошибаться.
  4. Никогда не оправдывайтесь. Если вы оказались не правы – признайте это и извинитесь. Не оправдывайтесь.
  5. Если вам кажется, что ваше мнение стоит произнести вслух – сделайте это. При этом помните про первый пункт и высказывайте ваше мнение четко и максимально вежливо.

Статьи по теме

Читайте также о том, как использовать Ассертивность, чтобы перевести деструктивный конфликт, который нацелен на унижение другого, в конструктивный конфликт, который нацелен на поиск лучшего решения.
Ассертивность является необходимым условием для проведения Ретроспектив. Читайте также о том, как проводить Ретроспективу и внедрять новые нормы в работу команды.
Как вести себя лидеру, если в команде есть сотрудники, которые предпочитают использовать коллег для достижения собственных интересов? Читайте о том, как работать с безбилетниками в команде.