Здесь Питер заявил о своем нежелании делать работу вместо Ганса. Он не оскорблял его, не манипулировал им, не пытался унизить или отомстить. Он просто указал, что так больше продолжаться не будет. Ганс, в ответ, пытается манипулировать, на что возможен такой ответ:
– Ганс, мне очень жаль, что с твоей собакой случилось такое несчастье. Тем не менее, я не стану выполнять за тебя твою задачу. Предлагаю вынести на следующую Ретроспективу этот вопрос и попробовать найти конструктивное решение.
二 Ассертивное поведение в действительности снижает конфликтность. Создается впечатление, что отстаивание своих прав только создает конфликты. Если люди не привыкли отстаивать свои права и относиться с уважением к правам других, то, по-началу, конфликты действительно будут.
Но после того, как Ассертивное общение станет частью культуры, люди привыкнут разрешать все недоразумения сразу же и в конструктивном ключе, не доводя их до открытого конфликта. Ассертивность – это прививка от конфликтной культуры.
三 Ассертивность необходима для развития команды. Ассертивность предполагает открытое высказывание своего мнения. Если в команде нет привычки вести себя Ассертивно, то люди могут скрывать проблемы, боясь подставить коллегу; приукрашивать статистику, чтобы не расстраивать руководство; молчать, когда большинство принимает ошибочное решение. Ассертивность – это способность открыто заявить: да, есть проблема; да, показатели хуже; да, это решение красивое, но ошибочное. Ассертивное противостояние открывает для команды возможность найти оптимальное решение, в то время как утаивание приведет к тому, что будет реализовано худшее решение.
四 Ассертивность помогает общению с внешними партнерами. Привычка общаться Ассертивно внутри команды переносится и на потенциальных клиентов и партнеров. Открытый и неманипулятивный стиль может расстраивать людей, но он страхует от проблем в будущем.
Kite:Project работал с командой, которая создавала мастер-классы для развития soft skills у детей. Заказчиками выступали крупные компании, поэтому репутация команды была одним из важнейших активов. К моменту разработки нового мастер-класса с командой связался детский лагерь. Команда согласилась провести для него бесплатный мастер-класс для того, чтобы получить отзыв и провести пробный запуск. Заказчик согласился оплатить дорогу и расходные материалы.
Трудность возникла на этапе закупок. Лагерь провел их в последний день и существенно нарушил ТЗ. К примеру, вместо острых деревянных палочек команда получила коктейльные соломинки, которые гнулись и не втыкались в пенопласт, как было задумано. Именно в этот момент команда совершила ошибку: не проявила Ассертивности. Вместо того, чтобы вежливо сказать дирекции, что были куплены неподходящие материалы, команда решила проявить креативность и провести мастер-класс с имеющимся реквизитом.
В результате мастер-класс провалился. Администрация поставила команде это в упрек и написала весьма сдержанный отзыв. В результате команде не удалось ни провести полноценный тест мастер-класса, ни получить восторженный отзыв.
К счастью, команде удалось провести конструктивную Ретроспективу: коллеги не стали тратить время на поиск виновных, они признали свой провал и сделали выводы. При следующих переговорах с коммерческим заказчиком команда проявила Ассертивность и отказала заказчику в закупках. При этом команда объяснила, что закупки не всегда соответствуют ТЗ, поэтому для того, чтобы мастер-класс прошел на высоте, команда возьмет эту часть на себя. Как ни странно, заказчик согласился и не стал оспаривать это требование.
五 Ассертивность должна быть в поле внимания лидера с самого начала. Задача лидера состоит в том, чтобы в культуре команды изначально присутствовали нормы Ассертивного общения, как необходимое условие для развития. Для этого можно рассказать команде, что такое Ассертивность, зачем она нужна и почему важна. Лидер может подать пример: открыто признать свою ошибку и вынести ее на Ретроспективу; вместо того, чтобы навязать свое мнение, вступать в диалог для того, чтобы найти решение, которое удовлетворит все стороны; пресекать попытки манипуляции. В команде можно ориентировать на такие правила Ассертивного Поведения: