Почему Agile-Команда не Сопротивляется Инновациям?
Люди консервативны и не хотят менять свои подходы к работе, даже если работа неэффективна и вызывает страдания. Мы нашли 21 причину, по которой люди сопротивляются изменениям. А еще мы выяснили, что если в команде сильная Agile-Культура, то эти причины ослабляются или исчезают совсем. В этой статье мы расскажем вам о причинах, по которым люди сопротивляются изменениям, и как Agile-Культура помогает эти сопротивления преодолевать.
Люди консервативны и не хотят менять свои подходы к работе, даже если работа неэффективна и вызывает страдания. Мы нашли 21 причину, по которой люди сопротивляются изменениям. А еще мы выяснили, что если в команде сильная Agile-Культура, то эти причины ослабляются или исчезают совсем. В этой статье мы расскажем вам о причинах, по которым люди сопротивляются изменениям, и как Agile-Культура помогает эти сопротивления преодолевать.
Люди полагают, что текущий способ работы не нуждается в обоснованиях. Нужно доказывать необходимость перемен. Источник изображения: Shutterstock
一 Agile – это Непривычно для Людей. Принять философию Agile сложно тем людям, которые провели большую часть своей жизни в классических системах: сначала в школе, потом в не очень хорошем университете, а потом – в компании, которая все еще мысленно живет в Советском Союзе.

Поэтому когда такие люди собираются в команды, то обучаются они Agile не сразу. Вначале они знакомятся с артефактами: начинают вести Бэклог, проводить Ретроспективы и рассказывать о том, что они сделали за сегодня. На следующем этапе возникает понимание смысла Agile и того, зачем он нужен. А в самом конце у людей изменяется культура.

Начинающие Agile-Команды мало чем отличаются от отделов в классических организациях. Люди в таких командах будут так же сопротивляться изменениям. А вот опытные команды, у которые Agile – это уже часть культуры, будут относиться к изменениям иначе и их сопротивления будут находиться на более высоком уровне.

二 Люди Привыкли к Текущей Ситуации. Люди не любят изменения, потому что уже привыкли к текущему порядку, в то время как изменения этот порядок ломают. Классическое мышление подсказывает: зачем что-то менять, если все работает? Классическая культура не ориентирована на поиск лучшего решения, а вот Agile-Культура – наоборот.

Конечно же, даже в классических организациях что-то меняется. Руководство предпочитает делать длительные глобальные изменения, которые переворачивают все в жизни сотрудника. Agile-философия, с другой стороны, вырабатывает у людей привычку регулярно пересматривать все что угодно: привычные бизнес-процессы, ранее поставленные цели, отношения с клиентами, дизайн продукта, состав команды, расположение офисного цветка… Agile говорит: «Единственное, что неизменно – это перемены».

Когда люди живут в состоянии постоянных небольших перемен, то им проще даются глобальные перемены, которые затрагивают уже всю организацию. Поэтому в работе Agile-Команды важно внедрять культуру постоянных улучшений. Команда, которая не развивается – это не команда.

Людям тяжело пожертвовать непосредственной малой выгодой ради большой отложенной. Источник изображения: Justin Gerard
三 Стремление к Личной Выгоде. Когда люди приходят работать в крупную компанию, то редко считают, что они здесь для того, чтобы помогать организации. Как правило, люди считают работу необходимым злом, необходимым для получения денег. Поэтому в классической компании формируется культура, когда человек при принятии решений ориентируется на свою личную выгоду и на решение своих личных проблем.

Почему в Agile-Команде не так? Люди ведь пришли в команду не для того, чтобы положить свою жизнь на реализацию проекта или построение бизнеса. Им тоже хочется купить квартиру, завести машину и отправить ребенка учиться в Великобританию.
Особенность Agile состоит в том, что люди получают все это не потому, что ищут личную выгоду. Люди получают косвенную выгоду: довольный заказчик захочет поработать над еще одним проектом, а довольный клиент придет еще раз. Именно то, что команда стремится доставить заказчику или клиенту ценность, приводит к личной выгоде.

Когда люди с Agile-Культурой принимают решение о том, как им относиться к изменению, то они, в первую очередь, думают о том, какую ценность и это принесет заказчику или компании, и только во вторую – о своей выгоде. Но важно помнить: если команда ориентирована на то, чтобы приносить ценность, то важно, чтобы команда в результате получала и личное вознаграждение.

四 Меня не Спросили! Руководитель со своей командой решил внедрять изменения. Он не делает глобальных изменений, растягивающихся на годы. Он идет маленькими шагами, несущими небольшую ценность организации. И вот сотрудник приходит утром на работу и видит, что его стол передвинули, способ входа в систему изменили, а процедура бронирования переговорки теперь другая. Изменения маленькие и с ними можно смириться, но сотрудник начинает чувствовать, будто он не контролирует ситуацию. Почему? Потому что ему продемонстрировали, что в компании он такой же бесправный объект, как и ранее передвинутый стол.

Agile-Культура не приучает человека принимать все изменения, которые происходят в его работе. Agile-Культура приучает не быть такими людьми, которые внедряют изменения, игнорируя мнение и интересы людей, которых эти изменения коснутся.
五 Признание Ошибок. Если бы нас попросили выделить одну черту Agile-Культуры, которая является самой ценной, то мы бы без сомнений назвали способность признавать свои ошибки. Если сотрудник или команда не способны или боятся сказать: «Мы ошибались», – то они и не смогут улучшить свою работу и, как следствие, не смогут развиваться.

В классических организациях за ошибки ругают, штрафуют и увольняют. Agile предполагает, что ошибки – это естественная часть поиска лучших вариантов бизнес-процессов и дизайна продукта. Agile-Команда изначально полагает, что их инициатива провалится. Потому что с первого раза мало что работает. Но команда сделает выводы и попробует еще раз. Во второй раз шансы на успех будут выше.

По какой-то причине люди полагают, что изменения должны получаться с первого раза, в то время как опыт учит, что с первого раза редко что получается. Автор: Stephan Schmitz
六 Уныние. В какой-то момент человек сдается. Он говорит: «Зачем что-то пробовать, если это все равно не получится?» Прошлый опыт приводит к пониманию: ничего изменить нельзя. Люди, которые впали в уныние скорее не сопротивляются переменам, а ничего не делают для их поддержания.

Почему Agile застрахован от уныния? Потому что у людей есть реальный опыт перемен. Когда мы планируем внедрить небольшое изменение за неделю, то шанс достичь успеха выше, чем когда компания стремится совершить крупное изменение за два года. Agile учит людей стабильно идти маленькими шагами и достигать маленьких побед, которые вдохновляют на более крупные.

七 Agile-Команды тоже Сопротивляются Инновациям. Мы не рассказали про 21 причину сопротивления изменениям, но мы покрыли основные причины. Эти причины были получены из исследований классических организаций с жесткой иерархией и субординацией. Если лидер компании целенаправленно создает Agile-Культуру, то все эти сопротивления если не исчезают, то значительно ослабляются.

Тем не менее, это не означает, что люди с Agile-Культурой не будут сопротивляться переменам. Они все так же будут защищать свои личные интересы, если под угрозой окажется их работа. Скорее всего, люди будут сопротивляться крупным изменениям, которые существенно перестраивают продукт или меняют фокус компании.

Важно то, что сопротивление людей, которые работают в Agile-Команде, перейдет на другой уровень. От инстинктивного неприятия нового к… чему-то другому. Сопротивление изменениям не исчезнет совсем, но уменьшится настолько, что позволит получить преимущество перед конкурентами.

Статьи по теме

Как команда может учиться на своих ошибках и что для этого необходимо делать? Читайте об этом в нашей статье о конструктивном отношении к провалам.
Сопротивления инновациям ослабевает, когда люди понимают смысл работы и имеют ясные цели. Читайте в нашей статье о том, как ориентировать команду на достижение бизнес-целей.
Легко внедрять изменения, когда они касаются других. Как команде перестраивать свои внутренние процессы и повышать свою эффективность? Читайте об этом в нашей статье.