Как Происходит Развитие Команды
Если команда не развивается, то люди превращают командную работу в милые и гармоничные трудовые отношения. В этой статье мы расскажем, почему это плохо, что такое развитие команды и какие два варианта развития существуют.
Если команда не развивается, то люди превращают командную работу в милые и гармоничные трудовые отношения. В этой статье мы расскажем, почему это плохо, что такое развитие команды и какие два варианта развития существуют.
Развитие предполагает попытки и провалы. Для команды важно не сдаваться после первого же провала.
Источник изображения Adobe Stock.

一 Что такое Развитие? Есть люди, которые скажут, что развитие команды – это когда люди выезжают на природу, перетягивают канат, прыгают через скакалку и падают на предусмотрительно подставленные руки коллег. Это, несомненно, прекрасный способ весело провести время, заряда от которого хватит на две рабочие недели. Тем не менее, мы уверены, что развитие команды должно происходит через решение реальных рабочих задач – потому что они имеют значение, в отличие от условной игровой ситуации. Развитие происходит, когда команда сталкивается с новыми для нее задачами или трудностями, преодолевает их и что-то меняет в своем мировоззрении, в привычках или подходе к работе.

二 Зона Ближайшего Развития. Каждая команда имеет множество задач, с которыми она хорошо справляется. Это Зона Актуального Развития Команды. Также у команды есть Зона Невозможного – это настолько сложные задачи, что команде не удастся их решить, даже если она выложится на пресловутые 110%. Но есть также небольшая Зона Ближайшего Развития – это все те новые задачи, которые команда сможет выполнить, если привлечет консультантов, тщательно поищет информацию в интернете и, самое главное, несколько раз попробует.

Команда Alpha помогает поставлять медицинское оборудование из Европы в Россию. Работа с Европой простая и понятная, команда уже несколько лет этим занимается и знает все нюансы. Команда полагает, что в Китае также есть достаточно интересные позиции, которые можно было бы импортировать в Россию. Тем не менее, работать с Китаем сложно – другой язык, другая экономическая система и другая культура. Работа с Китаем для команды находится в Зоне Невозможного. Зона ближайшего развития – это Тайвань, в котором деловая культура намного ближе к Европейской.

Любой цикл непрерывного развития ориентирован на работу с Зоной Ближайшего Развития. Собственная графика Kite:Project.
Развитие через Зону Ближайшего Развития – это естественный процесс для Agile. Команда сталкивается с новой трудностью, пытается ее преодолеть, в случае успеха закрепляет найденные подходы на Ретроспективе и повторяет этот процесс.

Благодаря такому подходу команда с каждым Спринтом повышает свою эффективность в отношении рабочих задач.

三 Развитие Через Кризисы. Что делать команде, если перед ней появляется задача из Зоны Невозможного? Это второй вариант развития команды. Руководство компаний ценит предсказуемость, поэтому руководители редко ставят перед своими командами задачи, которые превосходят возможности команды. Как правило, такие задачи возникают самостоятельно. Мы привыкли называть их кризисами.
В 1971 году Юлиана Кёпке оказалась единственной выжившей после катастрофы самолета в джунглях Перу. В течение одиннадцати дней она шла вдоль реки, пока, наконец, не нашла людей. Несмотря на то, что у Юлианы уже был опыт пребывания в джунглях, в тот момент у нее не было еды, ножа, обуви и, вдобавок, она была ранена. Юлиана оказалась в критической ситуации: либо она самостоятельно выбирается из джунглей, либо умирает.

Развитие через кризисы рискованное, но в то же время плодотворное. Команда может выйти на принципиально новый уровень, причем такой, на который не удалось бы выйти малыми шагами через Зону Ближайшего Развития.

Через 27 лет Юлиана Кёпке и режиссер Вернер Херцог повторили маршрут, которым шла Юлиана. Источник изображения: Фильм Вернера Херцога "Крылья Надежды" (Julianes Sturz in den Dschungel).
四 Как Эффективно Преодолевать Кризисы? В результате решения задач команда может приобрести новые знания или умения, выработать новые командные нормы или ценности, уточнить свое представление о мире и многое другое. Здесь мы хотели бы остановиться на развитии как изменении копинг-стратегий.

Копинг-стратегия – это способ поведения в сложной для человека ситуации. Если Джону нужно через час сдать отчет, на который у него уходит обычно два часа – это сложная ситуация. У Джона есть выбор среди множества копингов: поплакать, возмутиться, разработать план, как сократить временные расходы и снизить качество, покурить, пойти заниматься другими задачами, вступить в переговоры с руководством о том, чтобы сдвинуть срок, попросить помощи у коллег и так далее – у Джона много возможностей!

Неадаптивная копинг стратегия – плакать и страдать. Адаптивная – разобраться с алгоритмом Тремо для поиска выхода из лабиринта. Источник изображения:
Adobe Stock.
Когда команда сталкивается с большой трудностью, она оказывается в состоянии шока. Это естественная физиологическая реакция. Эффективные команды отличаются от неэффективных дальнейшими шагами. Неэффективные команды выбирают неадаптивные копинги – стратегии, которые помогают на время заглушить неприятные эмоции, но не позволяют разобраться с трудностью.

К примеру, в неэффективной команде люди могут начать обвинять друг друга, клиентов и руководство; пытаться избавиться от ответственности и переложить ее на кого-то другого; могут не пытаться разрешить трудность, в надежде, что она решится сама.
Эффективные команды выбирают копинг-стратегии, которые ведут к разрешению трудности: ищут специалистов и знания, декомпозируют трудность, планируют те шаги, которые находятся во власти команды.

Если неэффективная команда сталкивается с большим затруднением, которое угрожает самому существованию команды, то есть вероятность, что команда все же начнет использовать адаптивные копинг-стратегии. Но, скорее всего, люди просто начнут подыскивать себе новое место работы. Поэтому ставить перед командой крайне сложные задачи стоит осмотрительно: вначале необходимо понять, умеет ли команда использовать адаптивные копинг-стратегии.

五 Самосознание Команды. Если команда регулярно развивается через Зону Ближайшего Развития и время от времени через кризисы, получает и не теряет новые знания и опыт, то радоваться командному успеху все же рано. Команда может попасть в ловушку прошлого успешного опыта. Если команда в 2000-х годах успешно использовала некое решение и смогла успешно закрепиться на рынке, то это же решение в 2020-х может ухудшать завоеванное положение. Тем не менее, команда продолжает делать ставку на данное решение, так как привыкла, что оно работает.

Самосознание команды – это способность переосмысливать успешный и неуспешный прошлый опыт, отбросить уже неработающие решения и попробовать те решения, которые не работали раньше. Здесь команда может опираться на такую ценность:
Осознанность
Мы понимаем, что мир меняется и ранее работающие решения могут прекратить работать. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы пересматривать даже хорошие и привычные решения, несмотря на то, что нам придется вкладывать больше сил в командную работу.

Статьи по теме

Использование Зоны Ближайшего Развития звучит просто, но имеет довольно много моментов, на которые стоит обратить повышенное внимание.
Команде для развития недостаточно просто решить задачу, необходимо сделать более общие выводы. Читайте здесь как проводить Ретроспективу так, чтобы команда училась на своем опыте.
Даже если команда развивается маленькими шагами, провалы все равно будут происходить. Читайте здесь о том, как команде конструктивно относиться
к провалам и учиться на них.