'M Balance Mental Model: когда необходимо принять управленческое решение, посмотрите на ситуацию глазами классического менеджера из 70-х: авторитарного, заботящегося в первую очередь о производстве. Потом посмотрите на ситуацию глазами современного человекоцентричного лидера, который ориентирован на развитие сотрудников и гармоничную работу больше, чем на показатели. После этого и только после этого сформулируйте решение, учитывая цели вашей команды, ресурсы и ограничения, реакцию на ваше решение других людей.
У Нас это Делают не так [JK]. Лучше всего эту ментальную модель описал Джон Коттер. В "синей" стае сурикатов кризис: засуха привела к недостатку продовольствия, и по этой причине хищники начали вести себя более агрессивно. Один из низкоранговых сурикатов-охранников разработал идею: если наблюдать за местностью с дерева, то радиус обзора повышается и опасность можно заметить издалека. За эту инновацию он был уволен, так как его задача состоит в том, чтобы следовать правилам, а не разрабатывать их.
Другая, "зеленая" стая следует более сурикаториентированному подходу: поощряет инициативу и инновации. Благодаря этому сурикаты научились выращивать для себя еду вместо того, чтобы ее собирать. К несчастью, в "зеленой" стае все хотели есть пищу, но никто не хотел ее выращивать. В стае не хватало дисциплины.
Джон Коттер показывает, что крайнее "синее" решение приводит к четкой структуре, но низкой гибкости и инновационности; крайнее "зеленое" решение приводит к инновационности и гибкости, но страдает из-за проблем с реализацией. Необходимо искать более сбалансированное решение.
Когнитивный Социальный Капитал (КСК) положил начало и нашей работе с командами и этому гайду. Когнитивный Социальный Капитал – это те ментальные модели, которые есть в голове у людей, которые помогают им эффективно работать в команде. Конечно же, академическое определение более громоздко. КСК звучал хорошо, когда люди теоретически о нем рассуждали, но как только речь дошла до измерений, то выяснилось, что психологам-исследователям не понятно, что такое эффективная командная работа.
Эффективная командная работа казалась исследователям связана с тем, что люди живут в бесконфликтной гармоничной среде. При этом руководство компании скорее рассматривалось как противник: команда могла объединятся против него для того, чтобы добиваться своих интересов.
Мы считаем, что такая среда не способствует, а только мешает развитию. Конечно же, отсутствие доверия, интриги и перекидывание ответственности также не способствуют развитию. Но гармоничная среда, где все со всеми согласны, также не приводит к развитию [GT] [PR].