Team Development Framework I

Phase II Transition

Denis Silvers
Founder & Developer
У меня есть опыт обучения детей математике. Сегодня дети готовятся и сдают ЕГЭ – одно из редких прекрасных решений в образовании. Но я вспомнил ЕГЭ не для того, чтобы о нем спорить – я знаю, что многие люди его не любят. Я вспомнил ЕГЭ для того, чтобы рассказать об одной ментальной модели, которая делит всех моих бывших учеников на успешных или неуспешных.

Многие вузы считают 70 баллов по математике хорошим результатом. Конечно же, есть вузы, которые хотят привлечь лучших студентов, для них 70 баллов мало, но для большинства учеников 70 баллов – это хороший показатель.

Самый главный секрет ЕГЭ по математике вот в чем: 70 баллов можно набрать, если делать все по схеме и аккуратно. Для 70 баллов не нужно творческого мышления, а нужна дисциплина, усидчивость и аккуратность. Мои личные эксперименты показали, что средний ученик с такими качествами тратит 90 минут на решение первых 13 задач, проверяет свое решение не более 60 минут – и уходит. Без стресса. Без паники. Без перерешивания и так уже правильно решенных задач: люди с подозрением относятся к тому, что правильное решение получилось легко.

ЕГЭ на 70 баллов – это Simple System. Если человеку нужно больше, то он попадает в Complicated System, где уже нет простых правил и лучших рекомендаций. Там необходимо творческое мышление.

То, что было описано в фазе I – это как раз такие простые инструменты, аккуратное и дисциплинированное применение которых приведет к достаточно высокой эффективности. Но люди стремятся к тому, чтобы заполучить какой-то изощренный инструмент.

Однажды на моем тренинге я рассказывал про Матрицу Эйзенхауэра – достаточно хороший инструмент, который помогает получать как раз те самые 70 из 100. Один участник оказался против: он ожидал что-то более сложное, чем простая Матрица Эйзенхауэра. На вопрос о том, пользуется ли он ей для того, чтобы решать проблемы с личной эффективностью, которые он озвучивал вначале он ответил: "Нет". Хотя 70% матрица бы решила.

На перерыве он нашел в книжном шкафу книгу Глеба Архангельского и показал мне, как должны выглядеть настоящие инструменты личной эффективности: таблица на весь разворот, которую нужно заполнять каждые 15 минут, с указанием задачи и оценки своей эффективности при ее выполнении. Очень "синее" решение.

Можно ли сказать, что этот человек сам волен выбирать инструменты? Для себя – да, но как тимлид или руководитель бизнеса человек несет ответственность перед стейкхолдерами, перед клиентами, перед командой и здесь человек такой свободы лишен.
Фаза II опирается на то, что вы уже знаете свои цели – и они связаны с целями компании, у вас уже есть WBS в формате эпиков и историй или в любом другом адекватном формате, и команда, которая готова внедрять улучшения по крайней мере на словах.

Если Фазу I можно пройти за два месяца, то Фаза II уже требует года. На Фазе II команда продолжает свои встречи, но:

  • Начинаются сопротивления: "зачем чинить то, что не сломано"; "это не проблема, это у всех так"; "это слишком частный случай, чтобы тратить на него время".
  • Кто-то из тех людей, на которого вы полагались вначале, уйдет. Возможно это будет к лучшему.
  • Люди могут начать пропускать встречи – у них оказываются важные и срочные дела. Когда такие встречи проводит внешний консультант, то люди ведут себя ответственно и дисциплинированно. Когда их ведет тимлид, то может возникнуть желание вернуть все как было.

Для того, чтобы команда медленно, но верно повышала свою эффективность на Фазе II, необходима более тонкая работа, ведущая от 70 до 90.