Этот гайд о том, как внедрять организационные изменения в работу команды с учетом того, что люди сопротивляются переменам, даже нужным и обоснованным. Команда столкнулась с проблемой, но вместо решения люди пытаются эту проблему не замечать, откладывают решение на потом, утверждают, что проблема не настолько важна, чтобы ей заниматься. Людям может не нравиться как все работает прямо сейчас, но менять это они тоже не хотят.
Мы пишем этот гайд для тимлидов вне зависимости от того, разрабатывает ли команда новый продукт, работает над проектом, занята процессной работой, которую нужно улучшать, строит бизнес или играет в футбол. Впрочем, с футболом мы погорячились. Команды очень разные, и если TDF использовать для того, чтобы учить детей в классе, формировать футбольную команду или внедрять изменения в семье, то результат вас не порадует. Поэтому лучше не надо.
Тимлид – это человек, которому больше всех надо. Однако если в проект вовлечен только один заинтересованный человек, то судьба проекта будет трагична. Поэтому гайд поможет командам, участникам которых тоже важен результат, и которые готовы для его достижения чем-то пожертвовать и выйти за пределы минимальных требований.
Кто мы и почему мы пишем этот гайд?
Мы – это Kite:Project, который был создан осенью 2016 года в Санкт-Петербурге для того, чтобы применить наработки кандидатской диссертации Дениса Сильверса в бизнесе, а именно в том, чтобы разработать и внедрять подход для эффективного управления бизнес-командами. Сейчас он называется Team Development Framework (TDF).
Мы работали в рамках Agile, сфокусировавшись на психологической части – на той части, в которой Agile использует теории из 70-х, многие из которых никогда не проверялись, а те, которые проверялись, часто оказывались неверны. Впрочем, в том, что касается психологии людей, хороших теорий мало: чем лучше теория, тем более она неприменима к реальному бизнесу или управлению командами.
В основном, мы работали не с командами разработчиков, а с управленческими командами: командами, куда входили тимлиды и могло входить руководство компании или представители заказчика. Такая команда наиболее приближена к модели распределенного лидерства, но и работать с такой командой сложнее всего.
Нашими клиентами были IT-компании, телеком, ТЭК, фармакология, исследовательские команды, благотворительность и HoReCa.
Это не Базовое Руководство.
Для начинающих тимлидов лучше не выбирать между многими альтернативами – для этого еще нет опыта, – а желательно использовать то решение, которое тимлид прочитал в книге или которое посоветовал Agile-коуч.
Этот гайд написан для того, чтобы помочь опытным тимлидам, которые ударились о "стеклянный потолок" и уже убедились в том, что книги и статьи в основном пересказывают друг друга, а решения из коробок работают далеко не так хорошо, как пишут в предисловии.
Ментальные Модели.
Мы пришли к тому, что стоит фокусироваться не на изменении поведения, ценностей, убеждений, а на изменении Ментальных Моделей. Поэтому этот гайд написан с опорой на Ментальные Модели, которые мы, собственно, и хотели бы изменить у сотрудников.
У тимлида есть ментальная модель, когда он понимает, что если у сотрудника задача на неделю, то его нужно контролировать каждые два часа – иначе он ничего не сделает. Такая ментальная модель может вызвать сегодня возмущение: сотрудникам нужно доверять, давать проявлять инициативу и вмешиваться только если сотрудник сам просит помочь.
Давать сотруднику делать так, как он считает нужным или контролировать его – это две разные ментальные модели и нельзя сказать, что одна лучше или хуже. Это зависит от ситуации. Понимание того, что управленческие инструменты нужно выбирать, исходя из условий – это, в свою очередь, ментальная модель There is no Silver Bullet.